В Башкирии вопрос: «Если не я, то кто?» - прозвучал достаточно громко
В России насчитывается более 200 тысяч НКО, в Башкирии - 137. Одну из них – Доброфонд «Изгелек» - 8 лет назад учредила Рауфа Рахимова. Фонд помогает детям и взрослым до 35 лет с патологиями развития, онкологией на начальной стадии, редкими генетическими и неврологическими заболеваниями, ДЦП, семьям-погорельцам, а также оказывает социальную поддержку населению по спецпрограммам.
- Рауфа Гареевна, 8 лет бок о бок с чужой болью, от которой невозможно отстранится, особенно, когда речь идет о детях. От переживаний всегда хочется спрятаться, убежать. Как справляетесь, где находите силы заниматься благотворительностью?
- У сотрудников благотворительных фондов ответственная миссия. Случайных людей в нашей сфере нет. Мною руководит всегда желание помочь, спасти или улучшить жизнь ребенку в тех случаях, когда государство не в состоянии этого сделать. Я вижу положительные результаты наших вложений, счастливые родители, чьим детям мы оплатили дорогостоящие операции, звонят, пишут нам с благодарностью. В эти моменты я вдохновляюсь, заряжаюсь и продолжаю искать, просить средства для новых подопечных.
Да, психологическое выгорание рано или поздно настигает каждого, работающего в благотворительности. Я с этим тоже столкнулась в 2018 году. Каждую историю нашего подопечного я пропускала через себя, вникала во все подробности, переживала. Это, конечно, помогало наиболее точно передать меценатам, что чувствует тот или иной ребенок, объяснить, почему нужна помощь именно сейчас и в таком объеме. Если сам не проникнешься болью другого человека, ты не сможешь достоверно рассказать о ней и убедить помочь. Когда я готовлюсь к встрече с партнерами, то представляю самую страшную картину – что произойдет, если не смогу собрать деньги, не смогу оплатить ребенку операцию. Возникающий при этом страх стимулирует меня быть настойчивой и добиваться цели.
- НКО латают дыры в государственной системе, неспособной охватить заботой и вниманием всех больных и обездоленных. Судя по всему, в России эти организации надолго…- НКО – это не только последняя надежда для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Общественные организации выявляют системные ошибки в оказании своевременной государственной помощи и добиваются их исправления. Для этого на волонтерских началах привлекаются юристы. В нашем случае это Александр Войцех и Айдар Муллануров. Присоединяются СМИ, как ProUfu.ru и BonuS. Благодаря поддержке адвокатов, прессы нам удается решить важные вопросы защиты прав пациентов. Сфера НКО как отрасль выросла в последние годы. Благодаря высокому профессионализму, помноженному на неравнодушие, некоммерческим организациям удается достучаться до законотворцев, министерств, убедить их, например, расширить перечень жизненно важных лекарств, чтобы тяжело больные россияне могли получать необходимые им препараты бесплатно.
В этом плане примером для меня служит Нюта Федермессер — учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Она проделывает титаническую работу, меняя отношение общества к инвалидам, паллиативным больным, добивается изменений законодательства. Нюта – образец благотворительности, того, как нужно работать и достигать результатов.
- Получается, НКО строят свою работу так, чтобы в далеком будущем остаться без работы, когда государство начнет решать все проблемы в здравоохранении самостоятельно?
- Вряд ли это произойдет. К сожалению, одни проблемы решаются, возникают другие. К тому же исполнение закона хромает на местах. Мы на практике видим, насколько несовершенно, медленно работает государственная машина. Наши подопечные с рассеянным склерозом не могут вовремя получить жизненно важное для них лекарство, которое положено им бесплатно, потому что оно не поступило в республику по каким-то зависящим от чиновников причинам. Поэтому пациенты вынуждены вновь обращаться к нам.
- О чем мечтает Доброфонд?
- О финансовой подушке безопасности. Чтобы мы всегда успевали помочь. Нет, наверное, ничего страшнее, чем невозможность оказать помощь, когда она нужна ребенку срочно, прямо сейчас. В настоящее время благосостояние людей падает, инфляция растет, а нуждающихся меньше не становится. НКО начали активно изучать альтернативные способы привлечения средств: гранты, фандрайзинг, создание целевого капитала. Традиционно существуют два источника поступлений пожертвований – юридические и физические лица. Как вы понимаете, это нестабильные ресурсы, сегодня они перечисляют достаточно средств, завтра ситуация изменилась, и они, конечно, в первую очередь сокращают расходы на благотворительность. Поэтому 100%-ой уверенности в завтрашнем дне у большинства фондов нет.
- Гранты, наверное, позволяют вам чувствовать себя более или менее защищенными в финансовом плане?
- У грантодателей задача другая, они не выделяют средства адресно, просто так, потому что мы есть, мы помогаем, у нас объявлены сборы на таких-то детей. Нет. У них смысл помочь НКО стать сильнее, чтобы мы могли самостоятельно привлекать больше пожертвований благодаря изменениям, достигнутым на гранты. В пример могу привести грант фонда Потанина, который мы выиграли в прошлом году на создание интернет-магазина собственного мерча, чтобы в перспективе иметь еще одну возможность зарабатывать.
К сожалению, нашим проектам не достаются гранты Главы Башкирии. Хотя на федеральном и даже международном уровне инициативы «Изгелека» получают поддержку. Сегодня мы в поисках всевозможных каналов привлечения средств, чтобы уменьшить зависимость от традиционных источников. Есть мечта создать целевой капитал, чтобы были предсказуемые ежемесячные доходы, на которые мы можем рассчитывать.
- Благотворительность, как мне кажется, постепенно становится нормой для бизнеса, по крайнем мере, крупного. Наблюдается ли повышение активности со стороны физических лиц?
- Да, в прошлом году мы на 1,5 млн рублей больше привлекли от физлиц, чем в 2019 г. Средняя сумма пожертвования увеличилась с 300 до 500 рублей. В связи с этим хотелось бы отметить роль НКО в формировании гражданского самосознания. Благодаря информационной активности фондов люди начинают понимать, что благотворительность – это хорошо, это норма жизни. Меняется общественное сознание. Мы видим этот тренд и радуемся, что нас много, что есть такие организации, как «ОВД-Инфо», «Апология протеста», защищающие права людей. Мы сотрудничаем с башкирскими, российскими фондами. Когда есть возможность, помогаем коллегам. Недавно закупили подгузники и детское питание для фонда «Наши дети», который реализует важную программу помощи маленьким пациентам, лежащим в стационарах. Таким ребятам помогают специальные няни, одна из задач которых морально поддержать ребенка, обнять его, поднять настроение, пока он находится в больнице. Очень добрая и нужная история.
Я благодарна крепкой команде «Изгелека», которая сегодня в составе трех человек решает множество задач: принимает документы, общается с заявителями, врачами, меценатами, объявляет сборы, проводит закупки, занимается продвижением, взаимодействием со СМИ… Зарина Гайсина, Екатерина Короткова, Савия Газизова четко и слаженно организуют все процессы. Спасибо им и всем, кто принимал участие в создании и работе фонда в разные годы.
- Психологи отмечают, что пандемия сильно изменила людей, повернула многих в сторону семейных ценностей, заботы о близких. Как-то это сказалось на работе «Изгелека»?
- Мы почувствовали это в первый же месяц пандемии, когда смогли собрать 8 млн рублей на программу помощи врачам, работающим в ковидных госпиталях. Благодаря программе «Хаир» «Изгелек» поддержал в трудную минуту 948 одиноких пожилых людей из 45 районов и 16 городов Башкирии. В сотрудничестве с центрами социального обслуживания населения мы организовали раздачу продуктовых наборов пенсионерам и инвалидам, оставшихся без детей и получающих минимальную пенсию. Продукты первой необходимости предоставили сети магазинов «Байрам» и «Полушка» по себестоимости.
Есть ощущение, что люди стали более милосердными, сочувствующими. Вопрос: «Если не мы, то кто?» - прозвучал достаточно громко и объединил многих людей. Мотивация сделать пожертвование у каждого своя. Кто-то видит, как другому плохо, сравнивает с собой и думает: «У меня-то всё хорошо, оказывается, дай-ка я и другим помогу». Для них это возможность приободриться, двигаться дальше. Есть люди, верующие, что, если будут постоянно отдавать часть своего дохода на благотворительность, их достаток приумножится. В нашей практике несколько меценатов сами раньше вынуждены были просить о помощи в трудные времена и теперь, встав на ноги, помогают другим регулярно. Мы в свою очередь ценим любую поддержку и благодарны за неравнодушие тысячам сограждан и всем нашим партнерам: благотворительному фонду «УРАЛ», НПФ «Пакер» (г. Октябрьский), ООО «Уральский пружинный завод» (Белорецк), «Стройфедерация», «Фармленд», «Пышка», «KNT group», «Башспирт», «Азимут» и многим другим. В прошлом году нам очень помогли бизнесмены Олег Макаренко, Дамир Шавалеев, Шамиль Ибрагимов… Спасибо!
Все новости
Как помочь?
Пожертвовать прямо сейчас
- Отправить со своего мобильного телефона СМС на короткий номер 3443 с текстом «Изгелек» и суммой платежа. Таким образом, если вы жертвуете 150 рублей, ваше сообщение будет выглядеть так: «Изгелек 150».
- Вы можете cделать пожертвование с карты Visa, MasterCard прямо сейчас. Все перечисленные средства поступают на расчетный счет Благотворительного фонда «Изгелек». Отчет о пожертвованиях и расходах фонда обновляется ежедневно на сайте izgelek.com. Если вы хотите сделать пожертвование на конкретную программу, выберете программу из предложенного списка в поле «Назначение». Если вы хотите сделать пожертвование конкретному человеку, не забудьте выбрать его имя и фамилию.